СТИХИ
Игорь Канер
Сентябрь
Сентябрь - осени начало,
Сентябрь - золотом покрыт,
Пришел, сменив зеленый август
И лето осенью сменив.
Вера Павлова
* * *
Как окончится
летний дождь -
Так захочется
выйти на крыльцо.
Засияет радуга
над лугами
Над полями
понесутся журавли.
Осень
Осень наступила.
Грустная пора.
Осень гонит лето,
Гонит со двора.
Птицы собираются
В дальний путь.
Птицы собираются
Улететь на юг.
Мелкий-мелкий дождик
По окну стучит.
Воробей весь мокрый
У трубы сидит.
Осень наступила -
Грустная пора.
Слякоть под ногами
Хлюпает с утра.
Радуга
Радуга, радуга, погляди в окно.
Радуга, радуга, за окном светло.
Радуга, радуга, выходи гулять,
Радуга, радуга, хватит, хватит спать!
Радуга, радуга, не спеши домой,
Радуга, радуга, над землей постой.
Орфей
Там, в долине
Средь серых камней
Бьет родник.
Ему имя Орфей.
К нему ходит пастух,
Чтоб напиться воды,
Напоить своих лошадей.
А родник ему тихо песню поет,
Которую пел Орфей.
* * *
Белые чайки над морем летают
И кричат не умолкая.
Их стоны ветер несет далеко,
И слышны они вдали.
О, северный ветер, лети и спроси -
О чем так тоскуют они?
Илья Федоров
* * *
Горел в ночи прекрасный луч звезды,
И светом ярким темень освещая,
Порывом трепетной любви мне отвечая,
Единым спутником ночи
Горела ты во тьме, сияя,
Сквозь сумрак бархатной тиши,
Холодным светом согревая.
Шептал и лес, шептал и бор,
И моря синие просторы.
Под лиру северной Авроры
Качаясь, о звезде шептали горы.
Анна Свинцицкая
* * *
Кто все задачки нам на пять решает?
Кто потихоньку нас ругает?
Конечно, бабушка.
Она хорошая и добрая всегда.
Бабулек любят все на свете.
А главное, об этом знают дети!
Еще бабуля повар классный
Да сказочник прекрасный.
Бабуля славный друг
И любит всех вокруг.
А дети тоже не скучают
И никогда не обижают
Бабулек миленьких своих.
А в заключенье я скажу одно:
Бабуля очень любит эскимо.
ПРОЗА
Вера Павлова
Необычный день в школе
Это случилось, когда мы учились во втором классе.
День начался как обычно. Прошло два урока, и вдруг на
третьем в пакете со сменной обувью Тимофея Скипенко кто-то
замяукал.
Наталья Вячеславовна, наша учительница, подошла к Тимо-
фею и заглянула в его пакет. Там сидел котенок. Тимофей и
сам не знал, как тот очутился в пакете, и не представлял,
что с ним теперь делать.
Наталья Вячеславовна, сказав, чтобы мы не отвлекались
от урока, взяла котенка и положила на свою шубу*. Шубу наша
учительница носила в класс. Котенок лег на воротник, подрал
его когтями и уснул.
Когда принесли завтраки, рядом с котенком собрался весь
наш класс. Все совали котенку хлеб, но он был так мал, что
еще не умел его есть. Наталья Вячеславовна налила ему моло-
ка, он попил и принялся лизать хлеб.
Когда уроки кончились, Тимофей унес котенка и больше
никогда его не приносил.
Отец Полкана
Однажды летом мама, мой брат Дима и я пошли на речку.
На речке мы встретили папиного друга и его дочь Машу. С ними
был и их пес Полкан.
Мы плавали, а Полкан отдыхал. Ему больше не хотелось в
воду. Когда дядя Саша нырнул и скрылся под водой, Маша крик-
нула:
- Полкан, ищи папу! Полкан, где папа?
Полкан нырнул и стал искать под водой дядю Сашу. Потом
над водой одновременно и почти в одном и том же месте появи-
лись голова дяди Саши и морда Полкана.
Когда мы пришли домой, маленький Дима сказал папе:
- На речке были Маша, Полкан и отец Полкана.
Мы смеялись.
А дядя Саша, узнав об этом, сам стал в шутку называть
себя отцом Полкана.
Игорь Канер
Белка
Однажды я упал с дерева и сломал ногу. После папа гово-
рил, что падал я с трехметровой высоты.
И как-то, ковыляя по лесу, я увидел белку, которая ска-
кала по верхушкам деревьев. А потом вдруг она сорвалась. Я
испугался, что белка разобьется. Но она полетела вниз как
пушинка, медленно-медленно. И упав, резво поскакала по зем-
ле.
Я шагнул к ней, и у меня страшно заболела нога.
И тогда впервые мне захотелось стать белкой.
ЭТЮДЫ
Вы никогда не пробовали разговаривать со своим домом?
Наверное, вам кажется это смешным. Дом - он и есть дом. Не-
живой. Бессловесный. Но представьте себе - случилось чудо, и
вы можете услышать его негромкий голос, задать дому вопрос.
О чем бы вы спросили? И о чем бы он спросил вас?
Игорь Канер
Я бы спросил у него - помнит ли дом, как он зарождался,
помнит ли он своих первых жильцов, а среди них - моих бабуш-
ку и папу. Помнит ли он, как мой дедушка строит его? И как я
занимался исследованием дома. А помнит ли он мое любимое
место? И еще - как мы с сестрами кормили котят на чердаке, и
как огорчились, когда они пропали. Помнит ли он, как радо-
вался я, возвращаясь из поездок?
Я жил в нем семь лет, и, наверное, столько же задавал
вопросы.
Илья Федоров
- Послушай, дом! Почему в тебе все так неизменно? Поче-
му преображаешься ты от одного прикосновения к тебе? Каждая
вещь у тебя - как-будто главная. Незаменимая. Единственная.
Как будто все это - ниточки, потянешь за одну - и все ос-
тальные перемещаются. Каждое положение вещей-ниточек единст-
венное. И каждое ярко. Неповторимо.
Вера Павлова
- Зачем вы выкинули диван? - спросил дом.
- В нем одни пружины, - ответила мама.
- А мне об него нравилось точить когти, - со вздохом
сказал Мурзик.
- Да, диван был хороший, - согласился дом.
- Он был очень старый и драный, - ответила мама, с
упреком посмотрев на Мурзика.
- На нем спать было нельзя, - сообщил папа. Папа любил
спать на мягком.
- А я к нему так привык... - вздохнул дом. |
ПРОЗА
Анатолий Копылов
Остров динозавров
Мы с другом отправились в путешествие на лодке. Плыли
мы долго, все было вокруг спокойно. И вдруг мой товарищ ска-
зал:
- Посмотри скорее на небо!
Я глянул на безоблачное небо и увидел маленькое черное
пятнышко. Кажется, оно спускалось вниз. Когда оно приблизи-
лось, я разглядел большую ящерицу с крыльями. Это существо
стремительно опускалось. Вскоре нас накрыла черная тень.
Мой приятель схватил ружье и хотел выстрелить, но я его
остановил:
- Нечего в него стрелять, - сказал я. - Посмотрим, что
он будет делать дальше.
И вот он наконец подлетел к нашей лодке и, издавая ди-
кие звуки, сел на борт.
Мой товарищ сказал:
- Говорил я тебе, давай застрелим это чудовище!
- Я придумал лучший выход из этого положения, - отве-
тил я.
- Но какой? - удивился он.
- Сейчас увидишь, - усмехнувшись, я достал из ящика ба-
нан и стал очищать. Ящер своим клювом тут же выхватил его и
проглотил.
Мой приятель очень хорошо разбирался в динозаврах. Он
сказал:
- По-видимому, этот ящер называется птеранодоном.
Я поставил перед этим созданием ящик бананов, надеясь,
что птеранодон насытится и улетит. Ящер принялся жадно пожи-
рать бананы, заглатывая их вместе с кожурой. Когда он все
съел, то поднял своим клювом ящик и бросил в море.
- И долго так он будет над нами издеваться? - поинтере-
совался приятель.
- Не знаю, - ответил я.
Наконец ящеру это надоело, и он, точно реактивный само-
лет, взмыл в небо. Поняв, что он полетел к берегу, мы после-
довали за ним.
Скоро мы приблизились к острову и высадившись, увидели
нашего знакомого. Существо сидело на пальме и, раздалбливая
клювом кокосовые орехи, пило из них молоко. Насытившись,
ящер взлетел в свое гнездо, где были огромные яйца. Он гля-
дел на нас своими желтыми глазами.
Мы пошли к лодке, чтобы уплыть в другое место - и чуть
не свалились в обморок. Перед нашим носом лежала груда па-
лок.
- Как мы теперь доберемся до дома? - растерянно
спросил я.
- Будем строить плот, - отозвался мой товарищ. И не те-
ряя времени, мы пошли искать деревья для плота.
Срубив много прочных пальм, мы вышли передохнуть на по-
ляну. И остолбенели от ужаса - перед нами стояло огромное
существо на двух исполинских задних лапах, с длиннющей шеей
и парой маленьких передних лапок. Ящер смотрел на нас, оска-
лив полную острых клыков пасть. Он уверенно приближался к
нам.
Но тут мы увидели летящего птеранодона. Тот метился с
высоты прямо в голову ящеру. Наконец, прицелившись и изгото-
вив свой острый клюв к бою, птеранодон с огромной скоростью
устремился вниз и уткнулся клювом в толстую кожу.
Ящер издал дикий рев. Он страшно ревел на весь лес. По-
вернувшись в сторону, где птеранодон уже готовился нанести
мощный удар в спину, он круто извернулся и ударил хвостом по
дереву, где сидел птеранодон.
Дерево с треском упало, едва не придавив птеранодона.
И между двумя ящерами завязался тяжелый бой. Спрятавшись тем
временем в зарослях, мы наблюдали за битвой чудовищ. Огром-
ный ящер-тиранозавр (так звали динозавра, его имя я узнал от
своего товарища) все время пытался ухватить противника свои-
ми зубами то за хвост, то за крыло. Но это ему не удавалось.
У тиранозавра вся спина была в крови, от боли он рассвирепел
еще больше. Видя, что ему не одолеть врага, ящер задумал об-
ман. Когда птеранодон готовился выклевать ему глаза, тот
отвернулся как раз в тот момент, когда противник, целясь в
правый глаз тиранозавра, ринулся в бой.
И тут тиранозавр неожиданно развернулся и так огрел
своим мощным хвостом птеранодона, что тот воткнулся клювом в
дерево, чуть не сломав его. Тиранозавр подскочил к дереву и
приготовился раздавить врага в лепешку. А тот со всей силой
рвался назад, пытаясь вытащить клюв. Он был сильным ящером,
и мало-помалу ему удавалось освободиться.
Тем временем оказалось, что за схваткой следила целая
стая птеранодонов. Тиранозавр, видя что ему не справиться с
такой оравой, бросился бежать, ничего не разбирая на своем
пути. Тем временем израненный и избитый им птеранодон нако-
нец-то вытащил свой клюв из пронзенного насквозь пальмового
ствола.
У птеранодона уже не было сил лететь дальше. Вся стая
опустилась на землю и глядела на израненного собрата. Один
из ящеров (видимо, вожак) вышел вперед и заорал так, что мы
чуть не оглохли. Вся стая тут же замолчала. Вожак что-то еще
прокричал, и вперед вышли двое самых сильных птеранодонов.
Подняв своими могучими клювами израненного ящера за крылья,
они тут же улетели. Вожак щелкнул три раза клювом, и вся
стая взмыла вверх и скрылась в сторону моря.
Уже темнело, пора было думать о ночлеге. Мы нашли ук-
ромное место и поставили там палатку. Затем, собрав в лесу
ветки, развели костер. Нам было очень страшно - по всему ле-
су раздавались непонятные крики и пищание. Казалось, что
вот-вот из джунглей выйдет огромный тиранозавр и растерзает
нас.
Сидя возле костра, мы вели долгий разговор.
- Мы должны отсюда уплыть прямо завтра, - заявил мой
приятель.
- Постройка плота затянется надолго, - отозвался я.
- Тогда рискнем плыть на надувной лодке, - сказал он.
- Пошли лучше спать, - предложил я.
И мы пошли спать. Я долго не мог заснуть, но в конце
концов уснул без задних ног.
На следующее утро мы встали, умылись водой из родника,
позавтракали и стали велосипедным насосом накачивать лодку.
Мы ее накачивали долго - целых два часа. Но мы не устали,
потому что все время сменяли друг друга. Наконец лодка была
как следует накачена, и мы спустили ее на воду, воткнул в
песок палку и привязав к ней лодку. Погрузив в нее вещи и
отдохнув немного, мы сели в лодку и отплыли от берега.
- Что-то мне не хочется отсюда уплывать, хотя бы еще на
месяц тут остаться, - сказал я.
- Я знаю, тебе хочется, чтобы эти чудовища тебя сожра-
ли, - смеясь, ответил мой друг.
- Хотелось бы увидеть одного птеранодона, - сказал я.
Сзади раздались непонятные звуки. Я обернулся и чуть не
подпрыгнул от страха - за нами летела стая птеранодонов.
Я дрожащим голосом сказал:
- По-по-смо-мо-т-т-ри на-з-зад!
Мой приятель, увидев эту стаю, чуть не свалился в воду.
- Скорее посчитай, сколько их, - сказал он.
Я взял подзорную трубу и стал считать.
- Я на-на-считал их сорок пять, - дрожащим голосом со-
общил я.
- Надо скорее плыть к острову! - заявил Алеша (так зва-
ли моего друга). - Скрываться от них бесполезно.
Мы тут же развернули лодку и с большой скоростью поплы-
ли к берегу. Птеранодоны настигали нас - и вот уже один из
них сел на корму. Лодка немного покосилась, но мы упорно
плыли к берегу. А стая птеранодонов все преследовала нас.
Ящеру, сидящему на лодке, показалось, что она очень
легкая, и он принялся долбить ее клювом. Лодка сразу же про-
ткнулась и камнем пошла на дно. К счастью, мы уже совсем
приплыли к берегу, и когда лодка напрочь сдулась, мы стали
быстро выносить из нее вещи. К нашему удивлению, ничего не
вымокло. К тому же мы взяли лишь самое необходимое, все ос-
тальное осталось лежать на острове.
Птеранодоны с любопытством смотрели на вещи, которые мы
оставили на берегу, то и дело пытаясь их клюнуть.
Со всех ног мы бросились к лесу и, в конце концов найдя
укромное место, спрятались там. Птеранодоны потеряли нас из
виду и взлетели вверх в поисках добычи.
- Да, нам все же придется строить плот, - сказал Леша.
И в тот же день мы начали строить плот.
Спустя два месяца плот был готов, можно было отплывать.
К тому же у нас кончилась вся пища и продырявилась палатка.
У нас был компас, и мы определили, что курс надо дер-
жать на север. Оттолкнувшись от берега, мы поплыли в этом
направлении. На сей раз никто нас не преследовал. И вскоре
на горизонте показалась земля.
- Ура, земля! - закричали мы. Это была наша родина. Вот
так мы вернулись домой.
1992 г
Алексей Соколов
Королева оборотней
Пролог
Ирина нервно взглядывалась в темноту леса. Полковник
КГБ Сапожкова отвечала за охрану Локатора, системы по обна-
ружению радиации, которую испускают оборотни. Испытания сис-
темы проходили на планете, населенной этими созданиями. Се-
годня существо по прозвищу Королева Оборотней - начальник
научной экспедиции - сказала ей, что по ее приказу Василий
полетел один в лес для испытаний.
С виду Королева Оборотней - жительница звездной системы
RS-232 - смахивала на собаку.
Теперь Сапожкова должна была скорее найти Василия.
- Это он! - сказал сидевший рядом пилот Петр.
Ирина прильнула к иллюминатору.
Внизу по дороге, которая, вероятно, соединяла две де-
ревни, шел человек.
- Снижайся! - велела Ирина.
Флаер спустился, и Ирина, распахнув дверцу, бросилась к
человеку.
- Где Локатор?! - с ходу закричала она.
Василий расстроенно сказал:
- Понимаете, я увидел, как орава гоблинов привела к
своему вожаку пленников. Он приказал убить их, но несколько
человек бросились в мою сторону. Погнавшись за ними, гобли-
ны увидели меня. Я едва убежал, а Локатор остался там.
Ирина бросилась к Василию, но вдруг, резко остановив-
шись, показала рукой:
- Смотрите - на дороге лежит какая-то девушка!
И в самом деле, возле обочины лежала лицом в пыли де-
вушка. Похоже, она была без сознания.
Ирина с Петром подошли к ней.
- Убита? - издали спросил Василий.
Петр опустился возле нее на корточки и, осмотрев девуш-
ку, сказал:
- Она жива. Давайте ее спасем.
- Это запрещено Уставом, - сухо ответила Ирина.
Петр лишь тяжело вздохнул.
Продолжение следует.
Юлия Войтехова
* * *
Мы с подружкой катались во дворе на качелях и увидели
кошку, стоявшую на перекладине балкона.
Я сказала:
- Хоть бы кошка не упала...
Но кошка все равно упала - только вовнутрь балкона.
И мне показалось, что кошка упала специально, как-будто
услышав мои слова.
ПО-МОЕМУ!
Надежда Гопа
О компьютерных играх
Компьютерные игры - не такое уж полезное развлечение.
Это хорошо, когда после целого дня учебы или работы можно
сесть и поиграть в какую-нибудь игру. Но бывает и так, что
от подобных игр можно отправиться в больницу.
Один мальчик играл пять часов подряд - и доигрался.
Ему стало очень плохо. Врачи "Скорой помощи", осмотрев маль-
чика, сказали, что у него переутомление. И запретили ему иг-
рать в компьютерные игры.
Многих людей волнует этот вопрос - что будет, если
слишком заиграться?
В сюжетах многих игр есть насилие и жестокость. Люди
привыкают к таким играм - и вскоре сами становятся способ-
ными ударить человека ни за что - просто так.
Есть еще такой тип людей, что не могут жить без компью-
тера. Им обязательно нужно все время играть и играть. Хоть в
гроб такого человека с компьютером клади.
Думаю, компьютерные игры полезны не для всех.
Юлия Войтехова
С кем дружить?
Ко мне подошла незнакомая девочка и сказала:
- Давай дружить!
Я согласилась, но мы дружили недолго. Мы поссорились
из-за того, что она стала дружить с другой девочкой.
Любая девочка может подойти и сказать: "Я буду с тобой
дружить, если ты мне дашь конфету."
Но дружить надо не из-за того, что ты должен давать
что-нибудь. И коли подружился - то нужно дружить по-настоя-
щему и не бросать друга в беде.
А если человек обидится, что ты ему не дашь конфету, то
я думаю, надо отойти и подружиться с кем-нибудь еще.
Анатолий Копылов
Всегда ли правы учителя?
Всегда ли правы наши учителя? Это нас часто волнует.
Чаще всего мы думаем, что учителя во всех наших бедах вино-
ваты. И придя к такому мнению, мы успокаиваемся. Оно нас
устраивает.
Скажем, учитель мне двойку в четверти поставил. Уволить
его мало! Но если все время злиться, то не поймешь, отчего
же возникают эти проблемы.
Например, мы с трудом переносим переход от мягких учи-
телей к строгим, и наоборот. У мягкого учителя часто бывают
заниженные требования. А потом мы попадаем в ежовые рукави-
цы, и, не успев приспособиться к новым требованиям, хватаем
"лебедей". Ну, а если от строгого учителя мы переходим к
мягкому, то распускаемся.
Иногда мы сами доводим учителей до того, что они укра-
шают наши дневники суровыми записями.
Если довести учителя различными пакостями до предела,
он, может быть, и хочет отреагировать спокойно, но у него
уже не получается. Он думает, что над ним все будут смеять-
ся, и начинает ставить "пары" без разбора.
Хотелось бы, чтобы все строгие учителя стали чуть-чуть
помягче. Одним словом, чтобы как можно больше учителей сде-
лались добрее.
ИНТЕРВЬЮ
В этом номере мы публикуем беседу с сотрудником цент-
ральной детской библиотеки №65 Натальей Евгеньевной Смирно-
вой. Разговор шел о ее литературных интересах.
- Какой у Вас самый любимый фантаст?
- Братья Стругацкие.
- Что Вас привлекает в их творчестве?
- Чувство юмора и поиски истины.
- Что Вам не нравится в их творчестве?
- По-моему, их последние произведения отличаются очень
уж мрачным взглядом на жизнь.
- Какое произведение Стругацких Вы больше всего любите?
- Наверное, "Пикник на обочине". Но в разные периоды
жизни у меня бывают разные любимые вещи.
- Что нравится Вам в этой книге?
- Ее финал.
- Какая у Вас любимая тема?
- О чем угодно, лишь бы было талантливо написано.
- А какой Ваш любимый поэт?
- Цветаева.
- Как Вы оцениваете книги Толкиена?
- Искренно восхищаюсь ими.
- А книги Кира Булычева?
- Он пишет неравнозначно. У него есть очень хорошие
книги, но есть и произведения куда более низкого уровня.
Беседу вела Вера Павлова.
НА ВЕЧНОМ ПРИКОЛЕ.
Сидим мы на уроке истории. Загремела парта. Вылез из-
под нее покрасневший Валера и говорит:
- Там таракан бегает!
- Ну и пусть себе бегает, - сказал учитель. - Живет он
там.
Ученик рассказывает о взятии Москвы Наполеоном:
- Ну... Наполеон подошел к Москве... Ну... Кутузов вы-
вел из города войска... Ну... Наполеон поджег Москву...
- Отвечаешь правильно, но попробуй без "ну", - говорит
учитель.
- Ну... Ну ладно...
Сочинение на тему "Станция метро". Ученик пишет о
скульптурах на станции "Площадь революции":
- А еще там есть мирные жители, под ногами у них бегают
куры и петухи.
Фразы из школьных сочинений:
"Вдалеке показалась прелестная березовая рожа."
"Вдали ухала съестная сова."
|